Челябинск, бизнес в Челябинске, бизнес-план, малый бизнес в Челябинске, маркетинговые исследования в Челябинске, предприятия Челябинска
ГлавнаяРекламаФорумНаписать намКарта сайта Партнеры Доска объявлений Челябинск Сделать стартовой E-mail
  маркетинговые исследования на южном урале, мониторинг рынков челябинска
Справочники
  Товары и услуги Челябинска

 Интернет-ресурсы Челябинской области

 Региональные бизнес порталы

Деловая информация
  Инвестиционные проекты

 Законодательство

 Финансирование бизнеса

 Оборудование б/у

 Коммерческая недвижимость

 Новости финансового рынка

 NEW Тендеры

Услуги для бизнеса
  NEW Маркетинговые исследования

 Бизнес консалтинг

 Статьи наших партнеров

События
  Выставки и конкурсы

Сервисы
  Партнеры

 Занести фирму в справочник

 Поиск в Челябинской области

 Проверка КПД сайта

 Публикации

Маркетологам
  Обзоры рынков


    Запрос:
  

  

ФОБОС: погода в г.Челябинске
курс  USD и EUR, установленный Центральным банком. Челябинск




Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002 - 2004 годы

ПАСПОРТ

Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002-2004 годы

Наименование Программы

- Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002-2004 годы

Наименование решения о разработке Программы

- Федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации”,

Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 г. №7

Заказчик Программы

- Федеральный фонд поддержки малого бизнеса

Основные разработчики Программы

- Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке бизнеса

- Федеральный фонд поддержки малого бизнеса

Цель Программы

- обеспечение условий для интенсивного роста малого бизнеса и выравнивания потенциала развития малого бизнеса в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого бизнеса;

- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого бизнеса, накопленного в регионах и муниципалитетах;

- расширение круга субъектов малого бизнеса и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;

- развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;

- продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки, поддержка ярмарочно-выставочной деятельности;

- расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;

- создание условий для реализации в России зарубежных программ развития бизнеса и активизация на этой основе международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.

Сроки реализации Программы

- 2002-2004 годы

Основные направления Программы

I. Совершенствование внешней среды развития малого бизнеса.

II. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса.

III. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

IV. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого бизнеса и его государственной поддержки.

V. Реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса.

VI. Международное сотрудничество в области малого бизнеса.

Головные исполнители программных мероприятий

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке бизнеса

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Министерство имущественных отношений Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации

Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации

Объемы средств и источники финансирования Программы

Средства федерального бюджета:

в 2002 году – 1345,5 млн. рублей (проект); суммы на 2003-2004 годы будут уточнены при формировании бюджетных заявок на соответствующие годы;

средства Федерального фонда поддержки малого бизнеса –

2002 г. – 30 млн. руб.; суммы на 2003-2004 годы будут уточнены


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате осуществления Программы количество зарегистрированных малых предприятий должно превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе - на уровне 8% в год.

Вклад малого бизнеса в ВВП возрастет до 14-15%.


Система управления и контроля

Формируется заказчиком (Попечительским Советом, осуществляющим надзор за деятельностью заказчика. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.99г. №968.)

1.Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Достигнутый в России уровень развития малого бизнеса сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

По данным Госкомстата России, на начало 2001 года в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.

Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2000 года, составила 7,6 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого бизнеса между российскими регионами, а потенциал малого бизнеса в развитии экономики регионов задействован крайне неравномерно.

Отличительной особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса. Значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. В 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей, в 1,8 раза больше (с учетом индекса цен), чем в 1999 году.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития бизнеса как в городской, так и в сельской среде.

Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого бизнеса, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки бизнеса. Децентрализованная система государственных фондов поддержки малого бизнеса - система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого бизнеса на данный момент включает в себя 75 региональных фондов и более 100 муниципальных фондов. Укрепление системы фондов поддержки малого бизнеса на всех уровнях повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого бизнеса, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого бизнеса.

Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса включает в себя систему региональных фондов, 9 лизинговых компаний, 17 региональных агентств и около 20 иных организаций, в т.ч. информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого бизнеса. По данным Министерства сельского хозяйства, постепенно складывается инфраструктура поддержки малого сельского бизнеса, созданы и уже действуют 126 сельских кредитных кооперативов.

В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки бизнеса.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса является Федеральная программа поддержки малого бизнеса на 2002 – 2004 годы (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 №88-ФЗ “О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации”, но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого бизнеса.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого бизнеса и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки бизнеса. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого бизнеса и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.


2. Основные цели и задачи Программы


Направления решения поставленных задач

Целью Программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого бизнеса и выравнивания потенциала развития малого бизнеса в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:

  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого бизнеса;
  • распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого бизнеса, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями;
  • расширение круга субъектов малого бизнеса и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
  • подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;
  • развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;
  • продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
  • расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;
  • проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого бизнеса в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития бизнеса;
  • создание условий для реализации в России зарубежных программ развития бизнеса и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.

Приоритетной задачей программы является создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого бизнеса и государственных органов, а также защиту субъектов малого бизнеса от недобросовестной конкуренции. В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого бизнеса.

Основными направлениями в комплексе нормативно-правового обеспечения малого бизнеса станут: обеспечение преемственности и непротиворечивости законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; разработка и реализация законодательных мер по созданию партнерских отношений между предприятиями и органами власти, устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В этом комплексе предусматривается также развитие саморегулирования предпринимательской деятельности на основе общественных объединений; разработка и внедрение нормативно-правовых механизмов, определяющих взаимную ответственность сторон в различных возникающих правоотношениях; проведение эффективной конкурентной политики; создание налоговой системы, благоприятствующей развитию малого бизнеса.

Приоритетным направлением налоговой политики в отношении субъектов малого бизнеса станет снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности. В качестве задач на среднесрочную перспективу выделяются: определение места субъектов малого бизнеса при переходе на международные стандарты ведения отчетности; разработка на этой основе гибкой системы отчетности; дальнейшее снижение налоговой нагрузки на создаваемые малые предприятия; стимулирование инвестиционной активности субъектов малого бизнеса через налоговые льготы.

С целью укрепления правовых начал участия малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия малых предприятий в сфере государственных закупок товаров и услуг на уровне субъектов Российской Федерации. Для этого необходима выработка методических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в соответствующие региональные нормативно-правовые акты и создание региональных и межрегиональных информационных систем, обеспечивающих доступность для субъектов малого бизнеса информации об объявляемых государственных закупках товаров и услуг.

Совершенствование нормативно-правовой среды в рамках намеченных направлений невозможно в отрыве от разработки механизмов и систематизации опыта правоприменительной практики. В процессе применения новых нормативных актов возникает ряд коллизий. В связи с этим необходимо не только вносить изменения в действующие правовые нормы с целью их “совместимости” друг с другом, но и систематизировать возникающий практический опыт с последующим распространением его между субъектами малого бизнеса.

Для решения задачи создания эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий, необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга, и других кредитно-финансовых механизмов, их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.

Необходимо дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий. Для реализации этого направления необходимо развитие институтов и технологий микрофинансирования, гарантирования кредитов, страхования, участие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в создании фондов венчурного финансирования.

Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо: качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого бизнеса.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого бизнеса. Речь может идти также о субсидированном создании и развитии малых предприятий в рамках соответственной государственной политики занятости. В этих случаях необходима разработка методов оценки жизнеспособности новых предприятий в средне- или долгосрочной перспективе. Развитие малого бизнеса является также важной задачей для снижения уровня безработицы в проблемных муниципальных образованиях, особенно остро переживающих последствия экономической трансформации.

Для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса необходимы: разработка системы преподавания основ предпринимательской деятельности в учебных заведениях разных уровней; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; формирование системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также государственных служащих; развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Многие проблемы развития малого бизнеса связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выхода субъектов малого бизнеса на внешний рынок. В этой связи необходимо решение таких вопросов, как введение единых стандартов на качество предоставляемых деловых услуг, единой номенклатуры услуг, порядка доступа пользователей и других.

Необходимо расширить спектр деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей и ремесленных палатах и охватить следующие основные направления информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочную информация.

Одно из серьезных направлений государственной поддержки малого бизнеса - сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, повышение инновационной активности малых предприятий. Задачей Программы в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции. Программа предусматривает также развитие средств информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информации с использованием Интернет-ресурсов.

Деятельность основной части субъектов малого бизнеса ориентирована преимущественно на локальные территориальные рынки. У малых же предприятий, особенно действующих в научной и инновационной сфере, имеется значительный потенциал расширения сбыта их продукции и услуг на внешнем рынке. Государственная поддержка по содействию выходу таких предприятий на рынки зарубежных стран, равно как и на рынки других регионов России, должна сочетать в себе информационное содействие (включая предоставление маркетинговой и нормативно-правовой информации, организацию выставочно-ярмарочной деятельности) с упрощением административных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Разработка различных инструментов федеральной политики поддержки бизнеса должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимо проведение исследований общих проблем малого бизнеса, ориентированных на задачи разработки политики поддержки бизнеса; совершенствования инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей нормальные условия путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. Важное место будет отведено проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные конкретные решения о целесообразности той или иной налоговой политики как с точки зрения долго- и среднесрочного стимулирования экономического развития, так и с точки зрения более эффективного удовлетворения фискальных потребностей.

В России действует значительное количество международных и иностранных донорских организаций, большинство из которых в рамках своих программ оказывают поддержку малому предпринимательству. Объем средств, выделяемых под такие программы, в ряде случаев превышает ресурсы, направляемые на российские государственные программы поддержки малого бизнеса. Информационное взаимодействие между российскими государственными и иностранными программами поддержки, и между самими иностранными программами недостаточно. В целях повышения эффективности такого взаимодействия необходимо создать доступную базу данных иностранных проектов поддержки бизнеса, осуществляемых в России, а также наладить более широкое профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой бизнеса, включая российских и иностранных специалистов. Необходимо также создать организационный механизм, который бы обеспечивал поддержку иностранных программ, включая взаимодействие с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2002-2004 гг. и предполагает два этапа. В 2002 году основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов малого бизнеса, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса и развитие информационных технологий, а также на доработку мероприятий предшествующей программы. Особое внимание на первом этапе реализации Программы будет уделено научно-исследовательскому и аналитическому обеспечению поддержки малого бизнеса, чтобы на втором этапе Программы, рассчитанном на 2003-2004 годы перейти к новым методам проведения государственной политики поддержки малого бизнеса.

4. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи, решаемые в рамках поднаправлений.

I. Совершенствование внешней среды развития малого бизнеса

Направление I включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого бизнеса; создание условий для доступа субъектов малого бизнеса к выполнению государственного заказа, а также мероприятия по созданию положительного имиджа бизнеса в обществе.

В рамках поднаправления по совершенствованию нормативно-правовой базы будут осуществлены мероприятия, включающие в себя доработку проектов федеральных законов, незавершенную в период реализации федеральной программы на 2000-2001 гг., и разработку проектов подзаконных актов (постановлений, порядков, инструкций, правил и др.); разработку изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие развитие бизнеса. В связи этим требуется постоянный мониторинг действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, а также мониторинг действующего регионального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и текущего нормотворчества в этой сфере на предмет соответствия их федеральному законодательству и на его основе подготовку предложений и рекомендаций.

В рамках Направления I будут также проведены мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов. Для этого будут проведены соответствующие исследовательские и аналитические работы и подготовлены бизнес-планы, необходимые для экспериментального апробирования различных организационных решений и/или распространения имеющегося практического опыта.

Одной из задач является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Для ее решения будут подготавливаться и публиковаться в СМИ информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям, подготавливаться радио- и телепередачи. Будут также регулярно проводиться встречи, семинары и “круглые столы” с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры помимо прочего будут способствовать вовлечению в сферу малого бизнеса дополнительного круга лиц.

II. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса

В рамках Направления II будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие: систему микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, создание межрегиональных и региональных гарантийных систем, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования, венчурного финансирования и микрокредитования.

Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым и имущественным ресурсам.

Будет создан федеральный гарантийный фонд с целью предоставления гарантий возврата кредитов, выделяемых российскими и иностранными инвесторами (банками, специализированными фондами, компаниями и т.п.) для реализации программ и проектов в области малого бизнеса.

С целью координации лизинговой деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, профессиональных и общественных организаций будет создана сеть опорных межрегиональных лизинговых центров.

В одном из субъектов Российской Федерации будет осуществлен пилотный проект по созданию центра венчурного (инновационного) финансирования, включая бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и др.

Будет осуществлена на федеральном уровне разработка типовых рамочных документов по созданию механизмов и структур микрокредитования.

В рамках данного Направления в комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого бизнеса, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры.

III. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса

Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого бизнеса; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого бизнеса; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого бизнеса; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого бизнеса; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В рамках направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого бизнеса, а именно государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого бизнеса путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Будет оказана поддержка создаваемым и действующим региональным (межрегиональным) фондам поддержки малого бизнеса, учебно-деловым центрам, бизнес-инкубаторам и технопаркам, региональным агентствам по поддержке малого бизнеса, их филиалам и самостоятельным структурам поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне. Особое внимание будет уделено регионам с низким уровнем развития инфраструктуры и сервисных организаций. Будет также оказываться содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса в наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях, военных городках и гарнизонах.

Предусматривается дальнейшее развитие и эффективное использование сети инфраструктуры на базе системы фондов поддержки малого бизнеса; проведение мониторинга деятельности системы фондов поддержки малого для подготовки методических рекомендаций по оптимизации деятельности инфраструктуры малого бизнеса; создание единого механизма финансовых расчетов системы фондов поддержки малого бизнеса.

В рамках данного направления также будет осуществляться совершенствование и развитие инфраструктуры информационной поддержки малого бизнеса, актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов существующих общероссийских и межрегиональных сетей поддержки малого бизнеса с целью предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий на рынки, включая межрегиональные и международный, создание и поддержание общероссийской сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого бизнеса. Программой предусматривается развитие информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием интернет-ресурсов “Инновационное предпринимательство”, “Малый и средний бизнес”, “Открытый источник” и др.

Формирование межрегиональных систем информационной поддержки предпринимательской деятельности предусматривает также создание и сопровождение в сети Интернет делового мега-портала, обеспечивающего доступ предпринимателей к объединенным массивам деловой информации организаций, составляющих региональную инфраструктуру поддержки бизнеса; обеспечение льготного доступа малых предприятий к информационным ресурсам, а также создание новых и поддержка эффективно функционирующих региональных и межрегиональных информационных центров по поддержке предпринимательской деятельности на основе действующей инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В субъектах Российской Федерации будет организовано проведение семинаров для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля ведущих инновационно-технологических компаний, а также издание и распространение ежегодно 10 бесплатных печатных изданий тиражом не менее 10 тыс. экземпляров по вопросам использования информационных технологий в предпринимательской деятельности.

Для продвижения продукции субъектов малого бизнеса на региональный, межрегиональный и внешний рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности. Для этого также предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров для малых предприятий, информации о новых товарах и услугах; предоставление дополнительных возможностей малым предприятиям для заключения сделок.

Как отдельное поднаправление будет проведена разработка и реализация программы обеспечения экономической, правовой и информационной безопасности малого бизнеса.

В целях развития системы дополнительного профессионального образования будут реализовываться мероприятия по поддержке объектов инфраструктуры, специализирующихся на образовательном и консалтинговом обслуживании предпринимательской деятельности в регионах России.

В рамках мероприятий по подготовке и переподготовке кадров будет организована система постоянного дополнительного профессионального образования для государственных служащих федерального и регионального уровней по вопросам развития малого бизнеса, а также будет оказано организационно-методическое содействие в подготовке специалистов муниципального и отраслевого уровней. Для труднодоступных регионов будут организованы дистанционные формы обучения основам предпринимательской деятельности.

IV. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого бизнеса и его государственной поддержки

В рамках направления предполагается реализация мероприятий по статистическому обеспечению государственной политики в области поддержки малого бизнеса. Они включают в себя проведение статистических обследований различных категорий субъектов малого бизнеса и анализ на этой основе уровня развития предпринимательской сферы в целом по стране и в отдельных ее регионах, а также прогнозирование экономического развития сектора малого бизнеса.

В порядке информационно-аналитического обеспечения разработки государственной политики поддержки бизнеса и подготовки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов в рамках данного направления будут проведены исследования по вопросам: регистрации и ликвидации юридических лиц; лицензирования различных видов деятельности; государственного контроля и надзора за производством товаров и услуг; бюджетной политики и организации бюджетного процесса в части, связанной с поддержкой бизнеса; по вопросам налогообложения малого бизнеса, включая сравнительный анализ различных схем налогообложения и совершенствование льгот для субъектов малого бизнеса; кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного); ведения бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях; государственному регулированию трудовых отношений и социальной защите в сфере малого бизнеса; определения статуса организаций, представляющих интересы малых предприятий и осуществляющих поддержку бизнеса; и др. Для совершенствования механизмов правоприменительной практики с целью снижения административных барьеров планируется провести анализ судебной (арбитражной) практики разрешения споров между субъектами бизнеса и органами контроля (надзора).

В рамках данного Направления будут выполнены разработки по практическому внедрению организационных механизмов и технологий: поддержки бизнеса в регионах, на муниципальном уровне; внедрению эффективных видов кредитования и финансирования малых предприятий, включая взаимные и гарантийные схемы и ряд других.

V. Реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса

На первом этапе реализации Программы в 2002 г. будут проведены исследования в целях разделения всех субъектов Российской Федерации на группы с разным уровнем развития малого бизнеса. Далее для каждой из групп планируется проведение отдельных конкурсов, на которые субъекты Российской Федерации должны выносить собственные региональные программы поддержки малого бизнеса. На основе конкурса планируется выбрать 3-6 “пилотных” регионов (по одному-двум представителям из каждой группы) для реализации на втором этапе программы наиболее эффективных региональных программ поддержки малого бизнеса.

Также предполагается проведение конкурсов среди субъектов Российской Федерации с целью отбора регионов для реализации на их территории мер по поддержке различных типов субъектов малого бизнеса: успешно действующих малым предприятий; начинающих предпринимателей.

В целях развития малого инновационного бизнеса, а также повышения эффективности и придания комплексности информационно-технологическому, консалтинговому, информационно-аналитическому и образовательному обслуживанию субъектов малого бизнеса в регионах России с высоким научно-техническим потенциалом будут реализованы 2-3 пилотных проекта по созданию инновационно-инфраструктурных комплексов, включающих в себя инновационно-технологический, информационно-аналитический, консалтинговые центры, а также образовательное учреждение по подготовке специалистов инновационной деятельности.

В целях снижения социальной напряженности в малонаселенных регионах России и вовлечения в предпринимательскую деятельность коренных народов, населяющих эти регионы в рамках данного направления предполагается поддержка целевых региональных программ, направленных на развитие традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

VI. Международное сотрудничество в сфере малого бизнеса

В рамках данного направления будет осуществляться разработка и реализация программ сотрудничества с государствами – участниками СНГ, в том числе Программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2002-2005 гг. в рамках Союзного Государства России и Беларуси, сотрудничество в области поддержки малого бизнеса в рамках соглашений между МАП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным Фондом поддержки малого бизнеса и структурами государственной поддержки малого бизнеса зарубежных стран, сотрудничество в области поддержки малого бизнеса с международными организациями, участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия развитию малого бизнеса в Российской Федерации

Будет также осуществляться содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, в том числе в рамках деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в зарубежных странах, торгово-экономических отделов посольств, других загранучреждений МИД России, участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, в том числе в созданных в их рамках рабочих группах по малому и среднему предпринимательству.

Предусматривается создание условий для более полного и эффективного использования средств международной технической помощи в развитии малого бизнеса. В рамках Программы будет создан центр содействия реализации иностранных программ поддержки бизнеса, оказывающий им содействие во взаимодействии с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями на федеральном и региональном уровнях, а также общедоступная база данных об иностранных проектах по поддержке бизнеса. Будут регулярно проводиться рабочие встречи, семинары и “круглые столы” с участием представителей иностранных и международных проектов.


5. Ресурсное обеспечение Программы

В 2002 году на реализацию программных мероприятий потребуются ассигнования из федерального бюджета в размере 1345,5 млн. рублей (проект). Средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, привлеченные для реализации мероприятий Программы составят в 2002-2004 годах 19 млн. рублей.

Часть мероприятий Программы будут осуществляться с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Одним из основных условий конкурсного отбора при выделении средств на реализацию региональных и специальных программ будет софинансирование этих программ участниками конкурсов. Исходя из размеров средств региональных бюджетов, задействованных в реализации мероприятий Программы на 2000-2001 годы, рассчитывается привлечь до 1,5 млрд. рублей.

Опыт реализации предшествующих федеральных программ поддержки малого бизнеса позволяет рассчитывать на привлечение из внебюджетных источников средств, объем которых в 2002 году может составить 150 млн. рублей.

Участниками долевого финансирования по ряду мероприятий Программы могут стать государственные заказчики других федеральных программ, достижение целей которых зависит в том числе и от реализации Программы.



Разделы программных

мероприятий


Ассигнования из федерального бюджета

 

2002 год


2003 год


2004 год


Всего


I. Совершенствование внешней среды развития малого бизнеса


95,5


65,5


52,5


213,5


II. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса


525,0


575,0


545,0


1645,0


III. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса


448,0


348,0


352,5


1148,5


IV. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого бизнеса и его государственной поддержки


146,5


168,0


120,0


434,5

V. Реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса


60,0


156,0


156,0


372,0

VI. Развитие международного сотрудничества в области малого бизнеса


70,5


13,5


11,5


95,5

Всего

1345,5


1326,0


1237,5


3909,0



6. Организация управления Программой и механизм ее реализации


Заказчик Программы - Федеральный фонд поддержки малого бизнеса.

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются заказчиком. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, формируемой заказчиком.

С целью повышения ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию государственной поддержки малого бизнеса, проводимой в рамках принятых федеральных целевых программ, заказчики этих программ в своих бюджетных заявках на очередной год отдельно выделяют ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса.

Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение договоров с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе.

Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий направления II, связанных с практическим внедрением прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях правления и попечительского совета Федерального фонда поддержки малого бизнеса и расширенных заседаниях коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке бизнеса.


7. Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности.

В результате осуществления Программы количество действующих малых предприятий должно превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе - на уровне 8% в год.

Вклад малого бизнеса в ВВП возрастет до 14-15%.

Полезные ссылки:





 
 
 
 
 
 


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100