Челябинск, бизнес в Челябинске, бизнес-план, малый бизнес в Челябинске, маркетинговые исследования в Челябинске, предприятия Челябинска
ГлавнаяРекламаФорумНаписать намКарта сайта Партнеры Доска объявлений Челябинск Сделать стартовой E-mail
  маркетинговые исследования на южном урале, мониторинг рынков челябинска
Справочники
  Товары и услуги Челябинска

 Интернет-ресурсы Челябинской области

 Региональные бизнес порталы

Деловая информация
  Инвестиционные проекты

 Законодательство

 Финансирование бизнеса

 Оборудование б/у

 Коммерческая недвижимость

 Новости финансового рынка

 NEW Тендеры

Услуги для бизнеса
  NEW Маркетинговые исследования

 Бизнес консалтинг

 Статьи наших партнеров

События
  Выставки и конкурсы

Сервисы
  Партнеры

 Занести фирму в справочник

 Поиск в Челябинской области

 Проверка КПД сайта

 Публикации

Маркетологам
  Обзоры рынков


    Запрос:
  

  

ФОБОС: погода в г.Челябинске
курс  USD и EUR, установленный Центральным банком. Челябинск




Проверка конкретными органами

НОУ «Карельский республиканский межотраслевой Центр непрерывного образования руководящих работников, специалистов органов управления и субъектов хозяйственной деятельности»


1. Милиция

Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники милиции. Их полномочия при проведении внеплановых проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" № 1026-1 от 18.04.1991 г., который указывает: "…милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства регулирующего финансовую предпринимательскую и торговую деятельность:

  • беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчиненности и формы собственности в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
  • проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебный помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
  • изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
  • опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
  • проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
  • получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства;
  • приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, милиция, в соответствии с пунктом 5 этой же статьи, имеет право на составлении протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры".

Но пользоваться данными правами и выполнять обязанности сотрудник милиции может только в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.

Проведение внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно - розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить на каком основании производится проверка. Следует иметь в виду, что незаконное вторжение подпадает под действие ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий".

Кроме того, милиция пользуется правами, предоставленными ей кодексом об административных правонарушениях, в частности, правом изъятия товара, реализация которого ограничена или запрещена законодательством. При проверке необходимо следовать нижеизложенным рекомендациям:

  • в процессе общения старайтесь быть немногословными;
  • избегайте конфликта, так как из всех проверяющих органов только милиция имеет право пресечь правонарушение;
  • помните, что каждый час после составления протокола для вас дорог. Чем быстрее вы встретитесь с адвокатом или юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки. Это объясняется тем, что самим протоколом не устанавливается мера ответственности, ее определяет либо руководство милиции, либо административная комиссия, либо суд;
  • необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер, копия протокола об административном нарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение (ст. 236-1 КоАП РФ);
  • при ознакомлении с протоколом не оставляйте в графах свободных мест, заполните их прочерками;
  • если в отношении вас применяют административное задержание, не давайте повода к применению к вам более жестких мер, требуйте составления протокола задержания. Статья 242 КоАП РСФСР устанавливает, что административное задержание может длиться не более трех часов. Помните, что только на свободе вы можете эффективно защитить свои права;
  • во время проведения осмотра ни в коем случае не препятствуйте действиям сотрудников милиции.

Для осуществления своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право досмотра предприятий торговли, товара, документов на товар. За неповиновение, либо за открытый отказ от исполнения либо иное умышленное неисполнение законного требования работника милиции по пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торговли независимо от форм собственности, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от трех до двадцати пяти ММРОТ. Злостное неповиновение влечет штраф от двадцати пяти до пятидесяти ММРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток. Если сотрудник милиции лично заметил нарушения с вашей сторона (не выдали чек, просрочена дата реализации продукта), то он обязан немедленно принять меры к устранению нарушения и для этого направления ему не требуется.

В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц. Кроме того, допускается осмотр в присутствии представителя администрации. 0 том, кто является представителями или уполномоченным лицом, будет сказано далее. Сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск.

Обыск проводится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен и без санкции прокурора, но с последующем сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске. Он отличается от осмотра тем, что при обыске сотрудники милиции проводят тщательный расширенный осмотр, не спрашивают разрешения собственника на вскрытие ящиков, коробок, сейфов и т.п., при обыске обязательно наличие понятых.

Сотрудник милиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, если они являются доказательством административного правонарушения или преступления. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных/расходных ордерах и других аналогичных документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник милиции не имеет права (кроме случаев наличия сомнения в их подлинности).

Очень важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но это не означает, что они могут давать правовую оценку этим документам. Сотрудники милиции не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам как сертификаты, тетради учета индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и т.п.

Сотрудники милиции имеют право требовать проведение ревизии кассы ("снятие кассы"). Именно требовать, а не проводить. Дело в том, что "Порядок ведения кассовых операций в РФ" утвержден решением совета директоров ЦБ России 22.09.1993 г. № 40, п. 37, в соответствии, с которым ревизия кассы осуществляется только по приказанию руководителя, причем предварительно должен быть проведен ряд обязательных процедур. Так что, если у вас "снял" кассу самовольно сотрудник милиции, то это означает, что он совершил действия, на которые не имел полномочий. Кстати, это положение касается не только сотрудников милиции, но и других чиновников (налоговой инспекции, налоговой полиции и др.).

Кроме того, следует знать, что в соответствии со ст. 203 Кодекса об административных нарушениях органам внутренних дел (милиции) даны полномочия давать правовую оценку, т.е. рассматривать дела об административных правонарушениях и право налагать административные взыскания (штрафы) за следующие виды правонарушений:

    1. Ст. 146.3 "Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (штраф 3-100 МРОТ + конфискация таких товаров).
    2. Ст. 146.5 "Продажа товаров без документов" т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф 50-100 МРОТ).
    Здесь необходимо дать небольшой комментарий. Ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" определяет, какую документированную информацию продавец обязан предоставить покупателю. Она включает следующие позиции:
    • стандарты, требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
    • сведения об основных потребительских свойствах товаров при соблюдении перечня этих показателей для продуктов питания;
    • цена и условия приобретения товаров;
    • гарантийный срок, если он установлен;
    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
    • срок службы или срок годности товаров;
    • место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей или производящий ремонт и техническое обслуживание товара (работ);
    • информация о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации (подлинник сертификата либо копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата или органом по сертификации, или нотариусом, или территориальным органом Госстандарта России; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и т.д.);
    • о правилах продажи товаров и др.
    Все это представляется в виде технической документации, этикетки, иной маркировки, а если это невозможно, то на специальном документе - листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара, и должно быть на русском языке. Кроме того, продавец обязательно должен выдать покупателю кассовый и/или товарный чек.
    3. Ст. 146.7 "Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов" (штраф 10-100 МРОТ).
    4. Ст. 150.3 "Обман потребителей в небольшом размере", т.е. обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей предпринимателями, совершенные в небольшом размере, т.е. менее, чем на 0,1 МРОТ (штраф 1-30 МРОТ). Если эти действия совершены в крупном размере - более 0,1 МРОТ, это уже уголовно наказуемая статья.
    Здесь также необходим комментарий. Противоправные действия рассматриваемого состава административного правонарушения могут проявляться в различных формах:
    • обмеривание - отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли - продажи;
    • обвешивание - отпуск товара меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.п.
    • обсчет - получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.
    • введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров - продажа товара (оказание услуги, передача результата работы), не соответствующего требованиям стандартов, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре, услуге.
    Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, признается оконченным с момента совершения обманных действий в отношении потребителя или нескольких потребителей. Само по себе превышение установленных цен, отсутствие требуемого кассового аппарата в торговом предприятии, если не был произведен расчет с потребителем, не образуют еще состава данного административного правонарушения.
    5. Ст. 153 "Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами", т.е. незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной операции не превышает двадцати пяти рублей (штраф 100-200 рублей). Не подпадает, под действие настоящей статьи такие сделки с валютными ценностями, как дарение, завещание, либо приобретение валютных ценностей по праву наследования.
    6. Ст. 155 "Незаконный отпуск или приобретение бензина или других горюче - смазочных материалов", т.е. бензина или других горюче - смазочных материалов, принадлежащих государственным или общественным предприятиям, учреждениям и организациям, при отсутствии признаков хищения (штраф 20-100 рублей).
    7. Ст. 156 "Нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью" (штраф 50-100 рублей).

Кроме того, предпринимателям необходимо иметь в виду, что КоАП содержит также статью 165. "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника", которая предусматривает штраф 10-15 МРОТ. Предприниматель, если у него нет стопроцентной уверенности в незаконности требований работника милиции, ни в коем случае не может не выполнять их.

2. Госторгинспекция

Одним из органов контроля, с которым часто приходится сталкиваться предпринимателям, является Госторгинспекция, которая имеет следующие права:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества;
  • осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата - на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
  • давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
  • получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
  • составлять акты и давать обязательные к исполнению обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
  • передавать материалы в следственные органы;
  • выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению обнаруженных нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Органы Госторгинспекции полномочны на основании ст. 224.6 Кодекса об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений, допускаемые предпринимателями:

    1. Ст. 146 "Нарушение правил торговли", т.е. продажа товаров в нарушение установленных правил реализации товаров (штраф 3-25 МРОТ). Этой статье следует дать небольшой комментарий о самом понятии "нарушение правил торговли". Дело в том, что правила торговли имеют право принимать только Федеральные органы власти (за исключением правил торговли на колхозных рынках). Никакие другие органы власти и управления - ни краевые, ни областные, ни городские не уполномочены принимать собственные правила торговли. Следовательно, наказание за нарушение незаконно принятых правил торговли является незаконным и может быть обжаловано в суде.
    2. Ст. 146.3 "Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (штраф 3-100 МРОТ + конфискация таких товаров).
    3. Ст. 146.4 "Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил", т.е. товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке (штраф 3-25 МРОТ). Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за торговлю продовольственными товарами ненадлежащего качества: "Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей" (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров.
    4. Ст. 146.5 "Продажа товаров без документов" т.е. продажа товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин (штраф 50-100 МРОТ).
    5. Ст. 146.6 "Нарушение государственной дисциплины цен", т.е. завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен (штраф 50-100 МРОТ).
    6. Ст. 146.7. "Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов" (штраф 10-100 МРОТ).
    7. Ст. 147 "Нарушение правил торговли спиртными напитками", т.е. нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками (штраф 100-200 рублей).
    8. Ст. 150.3 "Обман потребителей в небольшом размере" (штраф 1-30 МРОТ).
    9. Ст. 165.9 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции" (штраф 50-100 МРОТ).

Работники Госторгинспекции в процессе проверки составляют акты, которые не являются решением. Решение по акту принимает руководитель. Поэтому, рекомендуем принять все меры, чтобы встретиться с ним до вынесения решения, т.к. такая встреча может создать реальные предпосылки для рассмотрения вопроса с учетом ваших интересов.
Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие и производящие товары и услуги.
Должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя, обеспечить сохранение технологической и коммерческой тайн.

3. Государственный санитaрно-эпидемиологический надзор (СЭС)

1. Полномочия работников санитарно-эпидемиологического надзора вытекают из положений Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Санитарные требования к предприятиям торговли отражены в СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственно торговли".
2. Для заключения территориального центра Госсанэпиднадзора предприниматели любых организационно правовых форм и граждане обязаны представить на согласование:

  • ассортимент и объем реализуемой продукции;
  • условия транспортировки;
  • дислокацию реализуемых пищевых продуктов.
  • помещения объекта мелкорозничной торговли, условия хранения, транспортировки и реализации согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
3. Горячие готовые изделия (пирожки, чебуреки, беляши, и т.д.) отпускаются из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.
4. Запрещается реализация скоропортящихся продуктов питания при отсутствии холодильного оборудования (мясные, молочные, рыбные, кремовые, кондитерские и другие изделия).
5. Не разрешается совместная реализация сырой и готовой продукции, а также консервов в герметической таре, изготовленных в домашних условиях, мяса без клейма, а также условно годного мяса, непотрошенной птицы, молочных продуктов в загрязненной стеклотаре и обезличенных товаров промышленного производства (без этикеток, штамповки, тиснения).
6. Запрещается торговля непосредственно с земли, для этой цели должны быть складные подставки, подтоварники и др. приспособления.
7. Продавец должен иметь сертификат при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
  • подлинник сертификата;
  • копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона;
  • качественное удостоверение предприятия изготовителя на реализуемые продукты. Накладную с указанием времени, даты изготовления, срока реализации особо скоропортящихся продуктов.
В случае реализации плодоовощной продукции в накладной указывается фактическое содержание нитратов и остаточных количеств пестицидов.
Кроме того, продавец должен иметь личную медицинскую книжку, нагрудный фирменный знак и предупредительный талон о санитарных нарушениях. При реализации (перевозке) продуктов животного происхождения (мясо, рыба, куриные окорока) в пределах субъектов РФ в товарно-транспортном документе (качественном удостоверении) предприятия на отгружаемую продукцию указывается номер и дата ветеринарного свидетельства и наименование учреждения (подразделения) государственной ветеринарной службы, его выдавшего. Ветеринарное свидетельство остается у производителя данной продукции и подлежит хранению в течение одного года. (Приказ Минсельхозпрода РФ № 14 в ред. от 26.08.1997г.).
8. Продавец несет ответственность за качество реализуемых продуктов. В случае сомнения в доброкачественности продукта продавец обязан немедленно прекратить их реализацию.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП, ст. 234 которого указывает, что об административном правонарушении составляется протокол (постановление). Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему.
Проверяющий не вправе требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов проб продукции в установленной форме и количестве, превышающем нормы, установленные госстандартами и иными нормативными документами.
Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен следующими должностными лицами Государственной санитарно-эпидемиологической службы (убедитесь в полномочиях проверяющих!):
  • заведующими отделами, отделениями (труппами, секторами), санитарными врачами, врачами-эпидемиологами, врачами-паразитологами, врачами-дезинфекционистами;
  • врачами-энтомологами, инженерами, техниками;
  • помощниками санитарных врачей, помощниками эпидемиологов, паразитологов, энтомологов центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • начальникам управлений - врачами, начальников отделов - врачами, начальниками секторов - врачами, ведущими специалистами - врачами Госсанэпиднадзора России.
Если по результатам проверки нарушений не обнаружено, то этот факт указывается в Акте проверки, составляемом должностным лицом СЭС. Если нарушения обнаружены, то должностным лицом СЭС выдается предписание на устранение. В этом документе подробно описываются допущенные нарушения, и указывается срок, в течение которого они должны быть устранены. Если допущенное лицом правонарушение подпадает под признаки административного, то должностным лицом СЭС составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии с п. 2 ст. 55 ФЗ № 52-ФЗ устанавливаются следующие виды административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований:
    1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (штраф на предпринимателей 10-20 МРОТ, на юридических лиц - 100-200 МРОТ);
    2. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно - технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 МРОТ);
    3. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 ММРОТ);
    4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (штраф на предпринимателей 20-30 МРОТ, на юридических лиц 200-300 ММРОТ);
    5. Невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (штраф на предпринимателей 30-40 МРОТ, на юридических лиц 300-400 МРОТ).
Кроме того, в соответствии со ст. 216 КоАП органы санитарно-эпидемиологического надзора рассматривают следующие дела об административных правонарушениях:
    1. Ст. 146.3 "Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (штраф 3-100 ММРОТ + конфискация таких товаров).
    2. Ст. 146.4 "Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил" (штраф 5-100 МРОТ + конфискация таких товаров). Из положений пункта 2.2 инструкции "О порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения" утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 07.07.1993г. № 61 и зарегистрированной в Министерстве Юстиции 27.10.1993г. № 378 видно, что Госкомсанэпиднадзор РФ не передает другим органам полномочия по составлению протокола о санитарных правонарушениях.


Это означает, что налагать административные взыскания за нарушение санитарных правонарушений, полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора. Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений, как, например, просроченной сертификат качества или его отсутствие, нарушение правил ведения санитарной книжки или ее отсутствие полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора.

4. Проверка обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 45 Закона РФ "0 защите прав потребителей" дает им право проверять соблюдение прав потребителей. Это действительно так. Однако не отчаивайтесь, право на проведение проверки не дает им право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя. При проведении проверок требуйте предъявления соответствующих документов (удостоверения и направления на проверку).

Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1, 8 "Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций", утвержденных постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: "Внеплановые проверки производятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы". Но в соответствии с п. 1.7 проверка проводится только в присутствии представителей метрологической службы.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, о правах покупателя: Согласно "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, покупатель имеет следующие права: проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Но эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила - это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем. И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; (см. например права Госторгинспекции и др.)), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель - наблюдает.

Прежде всего, надо отметить, что Закон "О защите прав потребителей" №2300-1 от 7. 02. 92г. в редакции ФЗ № 212-ФЗ от 17.12.99г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь "информацию о сертификации товаров (работ, услуг)", и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого Закона "доводится до сведений потребителей в Технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятых для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке законом соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем)". Это положение развивает ст. 12 Постановления Правительства РФ № 55 - при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до - сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

  • подлинник сертификата;
  • копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом). На основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.
Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, у продавца, продающего товар непосредственно населению, не обязан находиться сертификат, но обязательно должна быть информация о сертификации товара (например, в накладной или в приложении к накладной). При проверке правильности сертификации товаров, зачастую проверяющие органы пытаются оспорить саму возможность подтверждения факта сертификации товаров через накладную, утверждая, что Постановление Правительства РФ № 55 относится лишь к отдельным видам товаров. Но, во-первых, существует Закон РФ "0 защите прав потребителей", который и устанавливает такую возможность, а во-вторых, только Постановление Правительства РФ определяет, что такое копия сертификата. При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя - по другую сторону прилавка! И в завершение данной главы еще раз напоминаем, что общество защиты прав потребителя может только составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать это нарушение в порядке административного производства, а уж тем более накладывать какое-либо взыскание. Так что если особо рьяный защитник потребителей приглашает вас к себе на "комиссию" или предлагает заплатить штраф можете смело ставить его на место. 5. Налоговая инспекция В ходе осуществления предпринимательской деятельности вам, как правило, не избежать проверок со стороны налоговой инспекции. Ее права определены в статье 7 Закона РСФСР "О налоговых органах РФ" от 21.03.1991 г. № 943-19 (в ред. от 07.11.2000г. № 135-ФЗ), в соответствии с которой государственным налоговым инспекциям предоставляется право:

    1. Производить на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан, и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, декларации и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
    2. Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, осуществляющими предпринимательской деятельностью.
    3. Получать от предприятий, а также от граждан с их согласия справки, документы и - копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
    4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов, налогообложения независимо от места нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
    5. Требовать от руководителя и иных должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет, и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
    6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений. организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
    7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
    8. Применять к предприятиям и гражданам финансовые санкции.
    9. Взыскивать в бюджет недоимки с предприятий в бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.
    10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
    11. Налоговые инспекторы, направляемые для выездной проверки, обязаны иметь направление на проверку. При проверках налоговые инспекторы обязаны соблюдать принцип территориальности, т. к. принцип районирования введен п. 18 Положения о государственной налоговой службе РФ от 31. 12. 1991 г. № 340 (налоговая полиция, например, такого принципа не имеет и правомочна действовать на всей территории РФ).
    12. Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся вашей финансово-хозяйственной деятельности. Он имеет право изъять только те документы, которые указаны в инструкции Главной государственной налоговой инспекции на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции. Таким образом, например, сертификаты, санитарные книжки, налоговый инспектор проверять не уполномочен.
    13. В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ "0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физические лица за нарушение этого закона.

Юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие денежные расчеты с населением хорошо знакомы с штрафами за ведение денежных расчетов с населением без использования ККМ в размере равном 350-кратному установленному законом размеру минимальной оплаты труда. ( ст. 7 Закона РФ "0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением").
В Постановлении Конституционного суда Рф от 12.05.98 № 14-П указано, что впредь до урегулирования федеральным собранием вопроса о штрафах за нарушение законодательства о ККМ, в соответствии с Конституцией РФ и с учетом указанного Постановления, за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Госналогслужба РФ Письмом от 27.07.98 № ВК-6-16/472 довела до сведений налоговых органов Методические рекомендации о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми органами по соблюдению требований Закона РФ "0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и принятию мер по взысканию штрафных санкций. Из рекомендаций следует, что Госналогслужба РФ предлагает руководствоваться КоАП РФ только в части размера санкций и в части сроков.
При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" такая ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек покупателю (клиенту). По смыслу данной нормы таким лицом может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона, ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.
В соответствии с Постановлением № 10 от 04.08.1999 г. Пленума Высшего Арбитражного суда РФ - ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно-кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы, менее уплаченной.

Следует помнить, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно - кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно - кассовой машины, поскольку наличие на контрольно - кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).

В соответствии со статьями 2 и 4 Закона контрольно-кассовые машины, используемые юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для денежных расчетов с населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. В силу пункта 1, а также подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин. Поэтому использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.

Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий (утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 1 Перечня, юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения контрольно-кассовых машин государственными органами, которым в соответствии с КоАП РСФСР предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании статьи 146.5 КоАП РСФСР.
Одной из самых распространенных ошибок при работе на кассовых машинах является выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем чек выдавать покупателю до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечет штраф в размере 10 минимальных зарплат. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском - 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта (ст. 115 НК РФ). До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Следует отметить, что недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.
Получив решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения, не торопитесь уплатить суммы начисленных штрафов. Тем более этого не следует делать, если вы сомневаетесь в правильности сделанных выводов. Дождитесь, пока налоговый орган обратится в суд с иском о взыскании с предприятия санкций за нарушение налогового законодательства.
Это Вам даст возможность:

  • оттянуть время уплаты штрафов;
  • оспорить решение об их взыскании;
  • возможно, налоговый орган пропустит 6-ти месячный срок подачи соответствующего иска, и вы вообще не будете привлечены к ответственности.

В решении руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства (п. 3 ст. 101 НК РФ).

Как вести себя при проверке - пособие для предпринимателей

Содержание раздела:

1. Общие рекомендации при проверке

2. Документирование при проверке

3. Проверка конкретными органами

4. Рассмотрение дела об административном правонарушении

5. Обжалование


Полезные ссылки:





 
 
 
 
 
 


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100